|
О "КАТРИН". ОПЕРЕТТЕ ИДЕТ БЫТЬ ОПЕРЕТТОЙ. | |
В свое время с опереттой столько боролись, а она себе живет и, как говорится, в ус не дует. Ей придумывали всякие псевдонимы – от музыкальной комедии до мюзикла. Иногда это приносило удачу, чаще же заканчивалось конфузом. И объясняется это, на мой взгляд, тем, что в одном случае «прихрамывала» драматургия, в другом – не справлялся театр. Мюзикл тогда обретает свободное, естественное дыхание, когда исполняется «сегодня и ежедневно». Только при этом условии артисты получают полную независимость от дирижерской палочки, без чего существование в мюзикле невозможно.
Бытует мнение, будто бы оперетта переросла свои обычные сюжеты. Герои некоторых музыкальных комедий давно уже занимаются совсем другими, более серьезными делами. Но вот беда: «несознательные» зрители никак не хотят с этим смириться. И предпочитают по своей «темноте» в который раз слушать «Сильву» или «Марицу».
Вот примерно при каких обстоятельствах и родился в Московском театре оперетты спектакль «Катрин», созданный нашими современниками и соотечественниками на сюжет, заимствованный у французской истории, которому без малого двести лет. (Время действия в прологе – 10 августа 1792 года. Место действия – Париж.)
Правда, авторы пьесы и стихов Иосиф Прут и Александр Дмоховский почему-то не ссылаются на комедию Викторьена Сарду «Мадам Сан-Жен», появившуюся столетие спустя после событий, описанных в прологе, и хорошо известную в России, хотя между «Катрин» и «Мадам Сан-Жен», скажем прямо, немало общего, во всяком случае, вполне достаточно, чтобы считать их близкими родственницами, не умаляя ничье достоинство.
Как и у Сарду, озорная прачка становится герцогиней при дворе Наполеона. А ее возлюбленный – сержант национальной гвардии – первым маршалом империи. Разве что в «Катрин» усилены антивоенные мотивы.
Анатолий Кремер, сочиняя музыку, в отличие от драматургов, не был связан примерами. Но и перед ним стояла нелегкая задача. Как сделать, чтобы мелодии были свои, но при этом обязательно французские; чтобы они вписались в два времени – революции 1792 года и в наши дни. Мне показалось, композитору это удалось благодаря тому, что он прибегнул к искусной стилизации. То и дело слышатся как будто бы знакомые темы и мелодии, но каждый раз они транспонируются по-своему. Впрочем, о музыке пусть судят музыковеды, это не моя профессия. Я же хочу поделиться первыми впечатлениями о спектакле, который иначе, как праздником жанра, назвать не могу.
Мы привыкли, что в оперетте, даже в классической, самой изысканной с точки зрения музыки, диалоги иногда оставляли желать лучшего, особенно по части вкуса. Иные остроты вызывают чувство неловкости… «Катрин» – счастливое исключение, будто авторы пьесы заключили пари с традицией, предписывающей оперетте обязательно сохранять налет вульгарности, ну хоть капельку! И при этом, заметим, смех в зале раздается ничуть не реже, чем в другие дни, а быть может, и чаще.
Мы привыкли и к тому, что в представлениях Московского театра оперетты, как правило, бывает занята одна звезда. Остальные ей подыгрывают. Похоже, что режиссер Е. Радомысленский, дебютирующий сейчас в оперетте, задался целью создать такое зрелище, где бы все актеры получили возможность для максимального выявления своих способностей.
До сих пор рядом с блистательной Татьяной Шмыгой мы часто видели артистов, которые обычно составляли ее свиту, даже если она играла служанок, а они – ее господ. А вот в «Катрин» случилось чудо: Шмыга осталась Шмыгой, первой дамой оперетты, с «частицей черта» и всеми прочими атрибутами жанра, но все другие больше не выглядят статистами. Они – достойные ее партнеры, создавшие с помощью режиссера единый ансамбль, где мало хорошо спеть, сплясать, необходимо еще так же хорошо сыграть.
Парад героев спектакля может начать почти любой. И все же первыми назову исполнителей центральных ролей: В. Барынин – Лефевр и В. Богачев – Наполеон. За ними – Э. Орловецкий – Фуше, М. Коледова – Каролина, Т. Лагунова – Элиза, Д. Твердохлебов – Нейпер, В. Шишкин – Депрео…
Даже хор и балет (хормейстер Ю. Радышкевич, балетмейстер И. Гафт) какие-то другие, жи-вущие по общим для всего спектакля законам, где никто никому не мешает. Напротив, появление и особенно уход участников массовых сцен, обычно создающие наибольшие трудности в музыкальном театре, на этот раз происходят так естественно и органично, что дирижер Э. Абусалимов может вести представление, не глядя на сцену, где все развивается как бы само собою. В чем немалая заслуга художника С. Бархина, сочинившего грандиозное оформление, способное, однако, с необыкновенной легкостью и быстротой трансформироваться на наших глазах. Вместе с автором костюмов Ю. Волковой С. Бархин добился ощущения не привычной опереточной «шикарности», но настоящей театральной праздничности, изящества и красоты.
«Катрин», не мудрствуя лукаво, напомнила простую истину: да, оперетта может высмеивать дурное, нелепое и в то же время утверждать высокое, благородное. Но любой бой ей следует вести на своей территории, используя собственные средства художественной выразительности, не забывая о том, что оперетте идет быть опереттой!
Б. Поюровский
«Московская правда», 1985г., 6 марта
Спектакль "Катрин"
Назад |