И ЭТО ВСЕ О НЕЙ  

Скромная Тоня и ослепительная Чанита; нежная Любаша и суровая товарищ Любовь; Лидочка из Черемушек и Нинон из Парижа; великая актриса Джулия и уличная цветочница Элиза... И еще целая череда женских образов и судеб, таких разных, таких неповторимых, объединенных только одним: душу в них вдохнула Татьяна Шмыга. Многие называют оперетту "легким", несерьезным жанром. Но многие ли знают, что стоит эта "легкость" актрисе, сколько труда, пота, а порой и слез скрывается за изящной арией и головокружительным каскадом? И все же актриса не променяет свою профессию ни на какую другую. Ведь она дарит зрителю ни с чем не сравнимое наслаждение, которое зовется - оперетта. Оперетта - уникальный жанр, предъявляющий своим артистам уникальные требования: петь, как оперный певец, танцевать, как солист балета, играть, как драматический актер. При этом обладать эффектной внешностью и неотразимым обаянием. Именно этот сплав и рождает примадонну. А неоспоримой примой российской оперетты вот уже несколько десятилетий остается Татьяна Шмыга.
(из книги "Счастье мне улыбалось")

Со Шмыгой на опереточную сцену выходили нежная девичья мечта, трепет первых открытий, на которые ложился суровый отсвет недавно прожитых лет.

У героинь Шмыги вырабатывается и крепнет внутренний мир, противостоящий пошлости и легко достижимому благополучию, нравственный идеал, сделавший искусство Шмыги столь привлекательным, а её героинь столь любимыми.

Татьяна Ивановна Шмыга занимает особое место на музыкальном олимпе, ее талант уникален, он опровергает все существующие представления об опереточной актрисе. У нее нет "роскошного голоса" и "шикарной внешности" (любимые эпитеты опереточного закулисья), в ее игре нет "агрессивного задора" и "бьющих через край страстей", она равнодушна в внешним эффектам... и даже фамилия у нее какая-то не опереточная. Но стоит Шмыге появиться на сцене, и зал, как завороженный, следит только за ней. Хмурые и озабоченные минуту назад лица начинают улыбаться, глаза загораются, мужчины расправляют плечи, а женщины без визажистов молодеют и хорошеют. Магия неповторимого таланта Шмыги такова, что даже самые равнодушные к оперетте люди, увидев хотя бы раз ее на сцене, становятся поклонниками этого жизнерадостного жанра, а ее не "театральная" фамилия давно уже стала синонимом cлова "Оперетта" и первой приходит на память, когда речь заходит об опереточном театре.
Вот она, великая сила искусства!
(из журнала "Канкан")

Шмыга – актриса Оперетты. В ней – очарование жанра, его мягкой нежности, изящества, душевной открытости и лиризма, музыкальности и завороженности ритмом. Спору нет – она талантлива и в кино, и в драме, и в опере, она умна, образованна и профессиональна, чтобы везде быть кстати, но лишь ОПЕРЕТТА – добрый, радостный мир любви и доверия, мир душевной открытости, искрометной музыки, веселого танца, мир мечты о достижимом счастье – способна раскрыть неповторимую прелесть таланта артистки Шмыги.

Отдавая героиням силы и привязанность, восхищенную, органическую привязанность жанру, Шмыга не растворялась в них. И в этом – оригинальности и глубине личности, которая наполняла поэтическим дыханием любую работу актрисы, - было огромное обаяние.

И вот тут мы вплотную сталкиваемся с одним из самых существенных качеств искусства Шмыги – его внутренней неистощимостью. Как ни много вкладывает актриса в каждую работу, всегда мы чувствуем за ней оставшийся запас душевной глубины, внутренний мир, силу личности, питающие все новые и новые роли. И этот «магический кристалл» личности, светящий везде, даже в самых незначительных видах, придает ее искусству то неповторимое обаяние, которое так радует нас.

Бескорыстная любовь к искусству, преданное и подвижническое отношение к театру и жанру, блестящий профессионализм – все это унаследовано Шмыгой от ее предшественников. И вместе с тем ее интеллигентный изящный артистизм, более глубокие духовные источники ее искусства, ее тема душевной стойкости и проходящей через испытания веры – все это безошибочные признаки времени, открытые, принесенные и закрепленные ею на сцене Московской Оперетты конца 50-60-х годов. Оставаясь в рамках жанра профессионально, любя и ценя его шарм, его поэтическую стихию музыки и ритма, Шмыга обогатила оперетту, привнесла в нее новое содержание, широту литературных и художественных ассоциаций, сделала ее одним из способов выражения высокой духовной культуры. В этом смысле равной ей, изобилующей яркими талантами, в нашем театре оперетты нет.
(из книги Е.И.Фалькович «Татьяна Шмыга», 1973г.)


На главную страницу
Статьи

Hosted by uCoz