"Киевские ведомости" 4.01.02 

"Давным-давно" (Ирина ГОРЮНОВА)

Примадонна оперетты Татьяна Шмыга отмечает свой день рождения в новогодние праздники
Кто не помнит обольстительную героиню из "Гусарской баллады", распевавшую: "Я пью, все мне мало, уж пьяною стала..."?
Этот крохотный образ стал визиткой примадонны московской оперетты Татьяны Шмыги.
Ее называют королевой сцены, лучшей и непревзойденной... Особый шквал комплиментов - в новогодние дни, потому что родилась Татьяна Ивановна в праздник и жизнь свою превратила в праздник...

В Театре оперетты она выходит в "Карамболине" из "Фиалки Монмартра" - одном из своих коронных номеров, который не исполняла 20 лет. И зрители ахают - те же легкость, грация, шарм, тот же свободно льющийся голос.
- Татьяна Ивановна, откуда в вас этот парижский шик? Откуда вы знаете, как говорят и смотрят графини, как носят туалеты и танцуют принцессы?
- Родители, все родители. В папе была частичка польской крови. Так что, может быть, и польская шляхта виновата? К искусству они прямого отношения не имели, но были очень образованными и воспитанными людьми. Папа - инженер-металлист, много лет проработал замдиректора крупного завода. А мама была просто мамой, красавицей и умницей. Театр они обожали. Каждый поход туда напоминал ритуал. Мама торжественно делала прическу и маникюр, папа неторопливо брился и застегивал хрустящую белую сорочку. Он очень любил петь. В доме было два патефона. Вы где-нибудь видели такое? Голубой и красный. Один из них звучал каждый вечер. Слушали Лещенко и Утесова. Танцевали. Настоящие бальные танцы. Мазурку, венгерку. Когда были молодыми, даже призы за танцы брали. Может быть, эта их мечта об изящной жизни и возвышенных чувствах и стала для меня путеводной звездой? Почему-то из детства самым сильным воспоминанием остались они, танцующие, и розы с росой поутру на даче, куда меня возили "витаминизироваться".
- А вы помните свой самый первый выход на сцену?
- Полуобморочное состояние. Я играла девочку из кабачка в "Вольном ветре" и должна была танцевать на столе. Так я с этого стола чуть не свалилась. К счастью или к несчастью, этот мандраж преследует меня до сих пор. Знаете, как меня трясло перед каждым выходом в "Карамболине"? Мягкие, ватные ноги, а надо батманы делать. "Катрин" идет уже пятнадцать лет с неизменным успехом, а я все трясусь как осиновый лист. Ужас!
- Неужели же были только ужасные воспоминания? А забавные?
Забавными они кажутся только зрителям, если они их замечают. Всегда удивлялась, почему зал не реагирует на отсебятину, на то, что артист превращает рифмованные строки в прозу. Потом решила, что это и есть "великая сила искусства". Счастливая иллюзия, за которой люди и ходят в театр. Однажды, правда, и со мной на сцене случилась истерика. Я ждала партнера на выход, уже на сцене, уже в образе, а он, опаздывая, появился не из кулисы, а из камина. Когда дружно захохотал кордебалет, я не выдержала. Это единственный случай в моей практике, когда пришлось закрыть занавес и начать сначала.
- А что такое, по-вашему, профессионализм?
- В первую очередь, преданность театру. И, как само собой разумеющееся, умение прекрасно двигаться, петь и быть приличным драматическим актером. Я пришла в театр в тот момент, к счастью, когда главным режиссером был Иосиф Туманов (я училась у него на курсе), дирижером - Григорий Столяров, балетмейстером - Галина Шаховская и художником - Риза Вайнсберг. Было у кого учиться. А через год в театр пришел главным режиссером супермузыкальный артист Владимир Канделаки.
- Он ведь был вашим первым мужем?
- Мы прожили больше десяти лет. Это, что называется, отдельная песня, особый разговор. А если в двух словах, быть женой главного режиссера и работать в его театре я бы не пожелала никому. Вот он был профессионалом. Его и тех, кто с ним работал, я называла "театральными животными". Они дневали и ночевали в театре. Приходили в десять, в три перекусывали, обязательно смотрели вечерний спектакль и только в одиннадцать разъезжались. Они занимались театром по душевной потребности и стремились довести свою работу до совершенства. Они обожали театр и заряжали своей любовью нас. Чтобы кто-нибудь пришел на урок к дирижеру Столярову не распевшись? Такого и в мыслях не было! К сожалению, сейчас это ушло безвозвратно.
- А в другие театры вы ходите?
- Очень редко. Каждый новый сезон мы с мужем (Анатолием Кремером.- Ред.) даем себе клятву: в свободное время посещать театры, благо вокруг нашего дома их целых пятнадцать.
- На Новый год выпадает ваш день рождения. Как вы отмечаете два праздника сразу?
- Едем на дачу. Собирается человек двадцать. Сначала отмечаем день рождения, потом Новый год. Танцуем, поем, фотографируемся.
- Вы хорошо готовите?
- Я бы сказала, что сейчас - стандартно. Когда-то варила и харчо, и солянки, пекла шоколадные торты, пироги. Потом поняла, что это никому не нужно. Я провожу у плиты целый день, а все, что я приготовила, съедается за пять минут. Сейчас я готовлю первое вегетарианское блюдо за полчаса и второе тоже за полчаса.
- У вас есть фирменные блюда?
- Геркулесовый вегетарианский суп с сельдереем. Муж считает, что это мой конек - супы и салаты.
- Дом, как я понимаю, на ваших плечах?
- А на чьих же? Раньше мне помогала домработница Манечка, но вот уже двадцать лет, как ее не стало. Я все делаю сама.
- Во что верит Татьяна Шмыга?
- Во что я верю? Я не очень люблю ходить в церковь и не знаю точно, во что я верю. Верю, наверное, в некую высшую силу, и мне хотелось бы, чтобы это был Бог.
- Какая черта характера вам в жизни мешает?
- С годами становлюсь нетерпимой, взрывной. Депрессии какие-то посещают. А раньше я была очень сдержанной, держала себя в струне, как говорит одна театральная героиня.
- Что спасает от депрессий?
- Работа. Очень люблю посидеть за столом просто так, поговорить. К сожалению, Анатолий Львович все творческие вопросы начинает решать в половине второго ночи. Он - мой "толкач".
Мы переключаемся на разговор с Анатолием Кремером, мужем актрисы и композитором, автором оперетт "Катрин" и "Джулия Ламберт", в которых сейчас играет Шмыга.
- Она правда такой сложный человек, как говорит?
- Она человек нетрудный. Таня незлая, независтливая, сверхталантливая и абсолютно неорганизованная. Она сочетает в себе мягкость и жесткость, шарм, интеллигентность, хулиганство. Из всего этого и складывается ее уникальная личность. Я как муж должен это учитывать и вести себя соответственно. Боюсь, мне это не всегда удается.
- А как вы с Татьяной Ивановной познакомились?
- Мы знакомы еще с 1962 года. Я работал в Театре оперетты дирижером. В 1969 году мы даже вместе снимали фильм. Тогда Таня была для меня просто очень симпатичной и безумно талантливой актрисой. А влюбился я в нее только в 1976 году. Мы летели в Париж. И вот в салоне самолета я вдруг посмотрел на нее и понял: влюблен. И все. Как только мы возвратились в Москву, я за две недели написал для нее оперетту "Эспаньола", к постановке которой мы и приступили. С тех пор мы вместе. Вот уже двадцать три года.
- Татьяна Ивановна, а вы тоже сразу влюбились в Анатолия Львовича тогда, в самолете?
- Тоже. Сразу.

Назад
Дальше

Hosted by uCoz